Окт
26

септаккорды

Здравствуйте. *bye*Возвращаемся к статье построение аккордов, (начало статьи читаем здесь: построение аккордов) и попробуем ее закончить, либо продолжить. С трезвучиями мы разобрались и как строить мажор и минор уяснили. А сегодня разберем очень важный и наиболее распространенный вид аккордов — септаккорды . Материал достаточно важный для любого гитариста. Поэтому читаем внимательно! Рассмотрим мы шесть видов этих септаккордов! *shok*

1. Первый вид — большой мажорный септаккорд. К букве, обозначающей основание аккорда, добавляют слово maj или M и цифру 7. Вот что получается: Cmaj7 или C7M. Причем септима здесь — большая (про интервалы читаем здесь: интервалы). Значит, аккорд C7M состоит из звуков (ступеней): ДО, МИ, СОЛЬ, СИ. Кстати, чтобы быстро найти большую септиму, надо от основного тона (тоника) отнять пол тона и назвать ее седьмой ступенью! Возьмите аккорд до-мажор в открытой позиции, а затем уберите 1 палец левой руки со второй струны — вот он C7M. Звучит очень красиво! *good* Попробуйте найти другие большие мажорные септаккорды своими силами от основных нот.

септаккорды c7m

2. Второй вид — малый мажорный, или доминантсептаккорд. Обозначается: C7, D7, E7 и т.д. Малым он называется потому, что между тоникой и септимой — 5 тонов, то есть интервал малой септимы! Значит от звука ДО — это ДО, МИ, СОЛЬ, СИ-бемоль (минус тон от тоники). Попробуйте сыграть его — звучание очень запоминающееся! *yes* Поищите на гитаре другие малые мажорные септаккорды .

септаккорды c7

Итак, первые два вида септаккордов — большой и малый — образуются на основе мажорного трезвучия! Думаю это понятно. По аналогии можно построить аккорды на минорном трезвучии. Это будет третий и четвертый вид септаккордов: большой и малый минорные септаккорды.

3. Большой минорный септаккорд. Обозначается Cm7M или Сm (maj7). Для ноты ДО в открытой позиции вот такая раскоряка получается:

септаккорды cm7m

Этот аккорд, с таким неоднозначным звучанием, часто используется как проходящий в некоторых аккордовых последовательностях. Попробуйте найти такой вид аккорда для нот МИ, ЛЯ, СОЛЬ — самостоятельно! Строим сначала минорное трезвучие, а затем добавляем большую септиму к тонике (минус пол тона от тоники)! *mail*

4. Малый минорный септаккорд , строится путем прибавления к минорному трезвучию малой септимы от основного тона аккорда. То есть по аналогии с мажорным септаккордом второго вида: ДО, МИ-бемоль, СОЛЬ, СИ-бемоль. Обозначается: Cm7. Звучание приятное!

септаккорды cm7

5. Пятый и шестой тип септаккордов, которые мы рассмотрим, имеют в основе уменьшенное трезвучие dim (помните, где две малые терции между ступенями). Пятый вид септаккорда называется полууменьшенным! Берем уменьшенное трезвучие и добавляем малую септиму к тонике — получается для ноты ДО: ДО, МИ-бемоль, СОЛЬ-бемоль, СИ-бемоль. Обозначение такое: Cm7 (b5) или Сm7/5- . Расшифровка обозначения следующая: в отличие от минорного септаккорда (Cm7 — четвертый вид) пятая ступень (звук СОЛЬ) понижена на полтона. Из предыдущей картинки, понижая пятую ступень, получаем аккорд:

септаккорды cm7-5

6. Наконец шестой тип, последний на сегодня. Это уменьшенный септаккорд . А теперь читаем внимательно! *rtfm*

Обозначается Cdim7 — оно нам говорит: «к уменьшенному трезвучию добавь септиму!» Но ведь мы в пятом варианте уже добавили малую септиму, меньше септимы не бывает, меньше только секста? Как быть? Мы помним, что главным кирпичиком аккордов являются терции! Давайте посчитаем терциями. Уменьшенное трезвучие это две малые терции: ДО, МИ-бемоль, СОЛЬ-бемоль. Плюс еще одна малая терция получаем: ДО, МИ-бемоль, СОЛЬ-бемоль, ЛЯ! НО! Так писАть нельзя, потому что интервал СОЛЬ-ЛЯ в количестве ступеней — это секунда! Поэтому мы должны написать не ЛЯ, а СИ-дубль-бемоль! Итак, уменьшенный септаккорд: ДО, МИ-бемоль, СОЛЬ-бемоль, СИ-дубль-бемоль. Говорят, что мы добавили от тоники уменьшенную септиму (4 ½). *eyes*

Вот так все не просто! И такой жуткий аккорд получается:

септаккорды cdim7

Так что, учите интервалы на зубок, и структура аккордов будет вам подвластна! Не расстраивайтесь если сразу все не понятно. *sad* Изучайте по одному аккорду, ищите их на гитаре, запоминайте аппликатуры. И со временем нужные вам аккорды будут всегда у вас в голове! Можно проделать такие упражнения:

  • играть последовательно аккорды C — C7M — C7 и пытайтесь различить их тип на слух;
  • играть последовательности аккордов Em — Em7M — Em7 и пытайтесь различать их тип на слух;
  • определите, какие звуки входят в состав аккордов: F7M, Db7M, B7M, D7, E7, A7, Gm7M, Em7M, Dm7, Bm7, Am7, Am7 (b5), Dm7 (b5), C#dim7, Edim7, Adim7.

Закончить статью не получилось. *pardon* В следующий раз рассмотрим еще несколько видов аккордов, не вошедших в трезвучия и септаккорды . Так что будьте на связи — подпишитесь по почте. Всего хорошего. *victory*

качественные и наглядные видео уроки песен на гитаре на блоге pro-gitaru.ru

E-mail
Имя

MAXCACHE: 0.39MB/0.00142 sec

4 комментария
  1. роман:

    выходит что большая секста и уменьшенная септима одно и то же? почему ее(септымы) нет в таблице? *unknown*

    «интервал СОЛЬ-ЛЯ в количестве ступеней — это секунда!» но ведь у нас не Соль-Ля а Соль-бемоль-Ля! значит все таки терция *eyes* почему нельзя так писать?

  2. Привет, Роман! Во-первых мне приятно видеть, что кому-то мои теоретические посты все таки полезны и интересны! *yahoo* Теперь по сути.

    Прочитаем цитату внимательней: интервал Соль-Ля В КОЛИЧЕСТВЕ СТУПЕНЕЙ! В кол-ве ступеней — это главная мысль. В посте про интервалы я говорил что интервалы можно стчитать ступенями или тонами(полутонами). Так вот здесь я говорю про ступени. Смотрим таблицу интервалов — малая терция — это ТРИ ступени (до-ре-ми), значит от ноты соль-бемоль малая терция это: соль-бемоль, си-дубль-бемоль! В ступенях получилось: соль-ля-си (три ступени), в тонах: 3 полутона или 1.5 тонов! А чтобы это назвать септимой, т.к. аккорд с приставкой 7 — говорят уменьшенная септима (та же секста). Когда такой энгармонизм встречается всегда используют эти приставки: уменьшенная, увеличенная. *pardon*

    Вот так все неоднозначно. *eyes*

  3. роман:

    вот оно что!? я совсем упустил из виду эти самые ступени ибо в голове были одни тОны *blush*

    но тогда какая польза от этих ступеней? ведь для расчета интервалов мы все равно пользуемся тонами/полутонами

  4. Ну да, такая уж это теория музыки... *crazy* Для меня наличие этих ступеней объясняет почему в одном случае у нас ставится бемоль, а в другом диез для одной и той же ноты, казалось бы (допустим фа-диез и соль-бемоль)! Смотря откуда считать *laugh* ...

Оставьте комментарий:

Яндекс.Метрика Monitorus.PRO. Мониторинг сайтов и серверов.

MAXCACHE: 0.39MB/0.00142 sec