Теория 5 : Интервалы

Доброго времени суток. *yes* Опять возвращаюсь к теории музыки. И сегодня речь пойдет об интервалах.

Что же за интервалы такие в музыке? Интервал — латинское слово, первоначально означающее расстояние между насыпными валами военных укреплений! Затем оно перекочевало во многие другие языки для определения расстояния, промежутка, а в музыке — расстояния между двумя звуками.

Измеряют интервалы для простоты в тонах и ступенях. Интервал — это сочетание двух звуков взятых последовательно (мелодический интервал) один за другим, или одновременно (гармонический интервал). Если мы сыграем на гитаре сначала бас МИ (шестая струна), а затем ЛЯ, мы сыграем мелодический интервал!

Названия интервалов соответствуют латинским числительным женского рода *kiss* : прима, секунда, терция , кварта, квинта, секста, септима, октава. В переводе это означает: первая, вторая, третья и так далее до «восьмая». Этот номер определяет номер ступени интервала. Допустим кварта — четвертая, от ноты ДО это будет: до, ре, ми, фа — ФА! Значит интервал ДО-ФА — это кварта! Таким образом, в пределах лада мы имеем восемь интервалов.

1. Первый — прима!

Это самый простой интервал — повторение одного и того же звука. Допустим, мы извлекаем звук ЛЯ на пятой струне последовательно два раза — это мелодический интервал — прима. А как же взять гармоническую приму? На гитаре такая возможность — взять один и тот же звук два раза одновременно есть, в отличие от рояля, например. *good* Найдем ЛЯ на шестой струне — это пятый лад, а теперь дергаем шестую и пятую струны вместе — вот она гармоническая прима! Я говорил, что интервалы имеют тоновую величину. Прима — это повторение одного и того же звука, поэтому у нее тоновая величина отсутствует — равна нулю. То же и с количеством ступеней входящих в интервал — у примы только одна ступень. Отсюда и название: прима — первая.

малая терция - прима

2. Секунда

Теперь возьмем на пятой струне ноту ДО, а затем РЕ на открытой четвертой струне — это большая секунда. Послушайте, как звучит этот интервал — такие интервалы называются диссонирующими (звучат резко). В музыкальном словаре 1475 года о диссонансе написано: «диссонанс — это смешение разных звуков, по природе оскорбляющие ухо». *crazy* В то время в музыке отдавали предпочтения консонансам — «благозвучные» интервалы, в которых звуки как бы сливаются, звучат мягко!

Немного истории: европейцы до начала нашего века не проявляли никакого интереса к негритянской музыке, считая, что блюзы и спиричуэлы звучат «грязно»! И лишь после вторжения в классическую музыку импрессионистов, широко использовавших диссонансы, наиболее прогрессивные европейцы открыли для себя удивительный мир негритянской музыки.

А теперь определим величину секунды в ступенях и тонах. Две ступени: ДО, РЕ. И один тон! Поэтому секунда обозначается цифрой 2 (смотрим табличку). Однако тоновая величина может быть другой. Сыграйте теперь СИ на открытой второй струне, а затем ноту ДО на первом ладу пальцем. Это тоже секунда, так как у нас снова две ступени (СИ и ДО), но расстояние в тонах между ними — полтона (один лад). Это есть малая секунда! Чтобы сыграть гармоническую малую секунду от ноты, СИ например, берем на третьей струне ноту ДО (пятый лад) и одновременно дергаем открытую вторую струну СИ.

3. Третий интервал — это терция

Именно терциями строятся аккорды! Про построение аккордов поговорим в следующем посте. Послушаем, как звучит терция: берем открытые вторую и третью струны последовательно (мелодический интервал) и одновременно (гармонический) — это большая терция от ноты СОЛЬ. Звучит красиво. Часто в песнях второй голос поют именно в терцию! Ступени здесь три: СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Тоновая величина — 2 тона!

А теперь сыграем малую терцию , допустим от ноты ДО — это плюс полтора тона (смотрим табличку) или ТРИ ступени!!! Считаем! ДО, РЕ, МИ — три ступени, или полтора тона — получается МИ-БЕМОЛЬ! *acute* Именно ми-бемоль, а не ре-диез, чтобы получилась терция (ТРИ ступени), а не секунда! Вот где нам пригодился энгармонизм, про который мы говорили в посте о звуках: обозначение нот на гитаре.

4. Кварта

Следующий интервал — кварта — четвертая! Мы ее упоминали в начале поста. Давайте я не буду каждый интервал расписывать, иначе пост будет гигантский и не читаемый. В остальных интервалах попробуйте разобраться сами по табличке (ее можно увеличить, нажав на картинку).

малая терция (таблица интервалов)

В конце выкладываю файлик табулатуры для программы GP6, где я расписал все интервалы от ноты ДО — полезно послушать, как они звучат. *music* Также полезно будет попробовать самим построить интервалы от других нот, а также попытаться на слух различать, что за интервал звучит: малая терция или большая секста? Поэтому если вы хотите играть по нотам, а, услышав песню, самостоятельно записывать ее на бумаге и быстро определять звуки, входящие в тот или иной аккорд, то без знания интервалов не обойтись!

Обязательно подписывайтесь на наш Телеграм Канал, чтобы не пропустить свежие каверы, разборы и прямые трансляции под гитару. В следующий раз будем разбираться, как строить аккорды!

Не пропадайте. *bye*

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог про гитару – аккорды к песням, советы гитаристам, каверы и табы
Комментарии: 8
  1. роман

    «Таким образом, в пределах лада мы имеем восемь интервалов» — чета тут я не вкурил, почему восемь?

  2. Спасибо за замечание, Роман! Зря я наверное здесь про лады упомянул! Здесь говориться не о ладах на гитаре, а про музыкальные лады! Я еще буду об этом писАть *mail* . В нашем случае в посте последовательность: ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ-ДО — это так называемый Ионийский лад! Так вот для него мы и имеем 8 интервалов: в таблице эти интервалы отмечены! Надеюсь понятно? *yes*

  3. роман

    спасибо, по «ладам» теперь понятно *smile* .

    если статья рассчитана на новичка то такой вопрос:

    если в таблице посмотреть на гриф октавы, то там зажаты 3й пятой и 1й лад второй струны, так вот почему именно такой промежуток, а не 3й пятой и 10й четвертой(тоже До), например?

  4. Согласен — это тот же интервал (октава)! *good* ... Но в таблице я старался давать аппликатуры интервалов, которые возможно взять двумя пальцами левой руки одновременно! Твой вариант, Роман, я не смог зажать *eyes* , а который в таблице смог. Здесь нет ошибки ни с твоей, ни с моей стороны *yes* !

  5. Олег

    запутался...

    берём к примеру чистую кварту — до ре ми фа и играем:

    D-----3---

    A-3-------

    теперь берём другую кварту — си до ре ми, но играем так

    H-7-------

    E---5-----

    т.е с низу верх, но звучание другое! такое же настроение получилось бы если б я первый вариант сыграл вниз головой, при том кварту я искал не от МИ а от СИ, однако складывается такое ощущение что наоборот. Правильно я понимаю что у любого интервала есть два звучания: «сверху вниз» и наоборот, или всё же второй вариант это не кварта а квинта (ми фа соль ля си), хотя один фиг снизу вверх и звук не похож совсем... надеюсь понятно объяснил *eyes*

  6. Хорошее наблюдение, Олег! Это называется обращением интервала. Обращение интервалов — это перемещение основы или вершины интервала на октаву, при котором верхний звук становится нижним, а нижний, наоборот, верхним. При обращении интервала секунда превращается в септиму, терция — в сексту, кварта — в квинту и наоборот. При этом чистые интервалы остаются чистыми, а малые обращаются в большие, уменьшенные — в увеличенные и наоборот.

    Надеюсь, понятнее стало))

  7. Олег

    нет, не особо понятно *tongue* с моими способностями в это лучше не суваться. Вопрос возник в общем то тогда когда я выполняя дом. задание (бродил интервалами по всему грифу) увидел что той квартой что я дал в пример:

    E--7-----

    H----5---

    начинается знакомое соло. Я спросил себя: вот я запомню как звучат интервалы из таблицы, и однажды буду подбирать ноты к какому нибудь соло, но там будет такая же шляпа с перевёрнутыми интервалами... ну это так, мысли smile хотя если есть что сказать по этому поводу, буду рад *laugh*

  8. маша

    чесно я не всё понела *sad*

Добавить комментарий