Теория 8 : Ноты на гитарном грифе

Приветствую вас в теоретической рубрике. *smile* Посмотрим сегодня как расположены ноты на гитарном грифе! Мы уже знаем, что минимальное расстояние между двумя нотами — это полутон.

И на грифе гитары — это расстояние между соседними ладами на одной струне или между открытой струной и первым ладом. Следовательно, между двумя ладами — тон, между тремя ладами — 1.5 тона и так далее. Для примера давайте посмотрим расположение основных нот звукоряда на 1-ой струне:

ноты на гитарном грифе 1 струна

После 12 лада, или по-другому через 12 полутонов, звуки повторяются октавой выше! Между основными ступенями звукоряда у нас находятся дизезы/бемоли! Мы их всегда сможем найти, зная расположение основных нот! *yes*

Так как 2 струна на 5-ом ладу звучит в унисон с 1-ой открытой струной (мы об этом говорили в посте: настройка гитары), то ноты на ней с 5-ого лада повторяют звучание 1-ой струны. Давайте посмотрим:

ноты на гитарном грифе 2 струна

Этот принцип, справедлив для всех струн, кроме третьей! Третья струна повторяет звучание 2-ой струны, начиная с 4 лада. Посмотрим расположение основных нот звукоряда на грифе гитары! *eyes*

ноты на гитарном грифе усе

Чтобы быстрее запомнить все ноты на гитарном грифе есть несколько рекомендаций.

1. Сначала выучите ноты на открытых струнах*laugh* если вы этого еще не знаете!

ноты на гитарном грифе открытые

2. Затем последовательно, струна за струной выучите ноты на каждой струне до 5 лада. Ноты на 1-ой и 6-ой струнах имеют одинаковые названия и отличаются на 2 октавы (что такое октава читать здесь).

ноты на гитарном грифе до 5 лада

3. Мы помним, что после 12 лада ноты повторяются, поэтому, зная их расположение на открытых струнах и первых пяти ладах, мы их автоматически знаем на ладах с 12 по 17 (нажмите, чтобы увеличить):

ноты на гитарном грифе жЁльтий

4. Затем выучите ноты на 5-ой и 6-ой струнах до 12 лада! *wonder*

ноты на гитарном грифе басы

5. А теперь для поиска остальных нот используем принцип переноса на октаву! И помним, что названия на 1-ой и 6-ой струнах совпадают! *good*

ноты на гитарном грифе - перенос

Понятно, что процесс этот долгий. Не торопитесь — лучше учить ноты регулярно и понемногу. Выделяйте на это какое-то время при занятиях на гитаре. Первое время, вы, скорее всего, будете пользоваться табулатурой, но при разборе, того или иного произведения, смотрите и на нотный стан. Ноты и соответствующие им лады постепенно будут откладываться у вас в голове.

Если вы выучили ноты на нотоносце, вот схема, которая поможет найти любую ноту на грифе (нажмите, чтобы увеличить):

ноты на гитарном грифе НОТЫ

Когда освоите данную схему — сможете разбирать на гитаре любую музыку, без табулатуры! *crazy* На сегодня все, изучайте ноты на гитарном грифе, чтобы в дальнейшем проще ориентироваться в нотах и табулатурах!

Обязательно подписывайтесь на наш Телеграм Канал, чтобы не пропустить свежие каверы, разборы и прямые трансляции под гитару.

Всего хорошего! *hi*

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог про гитару – аккорды к песням, советы гитаристам, каверы и табы
Комментарии: 5
  1. roman

    статья отличная!

    запомнить ноты на грифе оказалось не сложно, но вот на последней картинке с глаза разбежались *eyes*

  2. Ну это все лишь картинка, мы же знаем, что все на самом деле проще! *laugh1* В следующий раз думаю в теоретической рубрике про твои, Ром, тетрахорды рассказать *mail* ... такие дела)

  3. Astart

    Более сложного объяснения я в своей жизни, если честно, не видел и не слышал.

    Зачем производить столько действий по заучиванию нот грифа? По идее, достаточно сказать, что ноты идут так: до ре ми фа соль ля си (мало ли кто не в курсе), что между нотами в европейской музыке минимальный звуковой интервал — полутон, что между всеми нотами 2 полутона, т.е. тон, только между си и до, и ми и фа полутон.

    И добавить к этому, что каждый лад на гитаре — полутон. И всё. Зная ноты открытых струн, человек сам всё построит всегда, и так даже гораздо лучше запоминается — когда своей головой доходишь, а не зубрёжкой (ведь вся зубрёжка всегда забывается — все это проходили, и если человек по заученному через полгода будет пытаться вспомнить, сыграет он что-то несуразное)

    А то что там повторяется- не повторяется и то, что одну и ту же ноту можно сыграть на разных струнах — до этого сам дойдёт, на грифе ноты отсчитывая.

    Небольшое углубление можно сделать, если человек уже знает интервалы — сказать про квинтовый строй струнных инструментов. Тогда человек, зная одну открытую струну — ми, всегда сам все остальные назовёт. И если в песне пониженный строй услышит, достаточно будет услышать одну открытую ноту на струне, чтобы понять, что это за строй.

    Лучше бы вместо заучивания грифа ещё давалось понимание о том, что соль на третьей открытой струне и соль на четвёртой 5-м ладу — это разные ноты. По тембру. И что, играя одно и то же произведение на разных струнах, можно получить совсем разные оттенки — вот это интересно и полезно.

    Ещё, кстати, не нашёл на сайте сколько-нибудь ритмических разборов. А это, мне кажется, в начале самое главное. Давно ещё, помню, как начинал, всё самый простой бой не мог освоить — не знал, что разные удары нужно с разной силой играть. Ритмика помогла. Я не против, чтобы человек играл только боем песни для компании (хотя сам занимаюсь в основном классикой), но сделано это тоже должно быть хорошо, а не бум-бум-бум всё на одной громкости.

  4. Спасибо за замечания, очень полезные моменты привел! *yes* В теоретической рубрике у меня статьи идут в определенном порядке, и некоторых вещей, которые ты упомянул, я касался в предыдущих постах...

    Тот кто серьезно решил углубится в изучение теории до всего дойдет сам... Но в интернете человеку всегда нужно все разжевывать, а лучше дать инструкцию по обучению... Возможно не самый удачный вариант, но и пользоваться им не обязательно) Тем более, что человек на эту страницу попадает по поисковому запросу «ноты на грифе» и это он находит — на нескольких картинках... А задерживаться и тем более читать статью будут единицы.

    Ритмические разборы я даю в тех песнях, где гитарный бой действительно стоит внимания... правда акцентированию ударов я не уделял особого внимания! Приму на заметку, думаю новичкам будет полезно!

    Спасибо еще раз за такой подробный отзыв! *ha-hey*

  5. Татьяна Александровна

    Этот способ: позволяет наглядно запомнить, легко представляя ноты мысленно. Легкий способ.

    Всего на грифе 19 ладов. А те лады где полностью находится: самые низкие октавы, вся малая и вся первая, то есть те которые в основном и используются для мелодий и гармонии, это первые 8 ладов.

    Как их легко запомнить:

    делишь их на 2 части. По 4. И начиная от самой низкой ноты на 6 открытой струне, идешь змейкой слева направо: фа фа диез соль соль диез Большой октавы на самой тяжелой струне. И тут же переходишь на 5 открытую струну — ЛЯ большой. И дальше опять 4 лада на пятой струне слева направо: ля диез, и до До диез. А затем снова переходим к ноте Ре на открытой 4 струне. То есть мы имеем в распоряжении четыре лада на всех струнах+ открыт. И таким образом идя от последней к самой первой включая открытую, мы получаем всю большую, малую и большую часть первой октавы. Все по порядку, и ни одна нота не выпадает.

    По существу так мы выучили первую позицию. И весь участок из 4 ладов запомнился наглядно.

    Теперь переходим к следующему участку: 5 лад — 8 лад. 5 лад удобен тем что там находятся только основные ноты: на 6: ля, на 5: ре, и тд. Смотрим, как там идут по порядку ноты: на этом участке все ноты малой и первой. Открытые струны уже нЕ включаем, в основном. Минус только в том что некоторые диезы и нота си малой не попадают в этот участок: до диез малой, фа диез малой, соль диез первой.

    Но все равно удобно идет вся первая октава и почти вся малая.

    Играя мелодии на этих участках, вполне легко выучить ноты на восьми ладах. Без всяких расчетов они будут наглядно видеться и запомнятся.

Добавить комментарий