Привет. Ударимся сегодня в теорию. Давно не пополняли мы эту страшно скучную рубрику. И разберем довольно актуальный вопрос, про буквенное обозначение аккордов. Вопрос о путанице, при обозначении ноты СИ в буквенном написании, задавался мне довольно часто и на Youtube, и личных сообщениях. Давайте разбираться!
Изначально для обозначения звуков использовались первые 7 букв латинского алфавита и соответствовали они натуральному ЛЯ-МИНОРУ (A-moll):
A – ЛЯ
B – СИ
C – ДО
D – РЕ
E – МИ
F – ФА
G — СОЛЬ
Видим, что здесь си – это В.
Я слышал такое предположение, что путаница эта началась с появлением джаза. В джазовых оркестрах основная масса музыкальных инструментов – это духовые инструменты. И наиболее удобными тональностями на них являются: фа-мажор и си-бемоль-мажор. В тональностях этих нота СИ не встречается, встречается только СИ-БЕМОЛЬ. Вот джазисты и решили, зачем нам все время писать этот значок «b», если и так понятно, что он подразумевается в ноте СИ-БЕМОЛЬ? И везде вместо Bb писали просто B. В итоге возникла путаница: в одних нотах В — это СИ, в других СИ-БЕМОЛЬ. Вот и решили добавить новое обозначение для ноты СИ – Н, а В отдать джазистам.
Но, по сути, в музыке все также существуют обе системы:
ABCDEFG
И
ABCDEFGH
Какая из них правильная нет смысла спорить. Просто нужно смотреть в контексте музыкального произведения, что за обозначения аккордов идут. Иногда, первую систему называют «зарубежной».
Для меня же более удобной и конечно логичной, является первая система! Каждой ноте своя буква, а диезы и бемоли образуются путем добавления нужного знака альтерации # или b. Вот такие дела. Более того, что в программе Guitar Pro 6, которой я интенсивно пользуюсь, используется именно «зарубежная» система обозначения нот (аккордов). Вот посмотрите сами:
Надеюсь теперь вопросы и обвинения в том, что я не правильные аккорды тут написал, будут сняты. Вот такая познавательная история вышла.
Всего хорошего, и до новых встреч.
> путаница эта началась с появлением джаза
Черные и тут поднасрали
весь русский рок, начиная от самых истоков, использовал джазовую систему, на ней писали свои песни Цой и Дягилева и все остальные, даже я, впервые взяв больше четверти века тому назад старенький, потрёпанный и затёртый самоучитель нашёл там прежде всего аккорд H и, несмотря на жену-консерваторку, остался ему верен, а упрямое, закостенелое желание обозначать си литерой B — это чистое зазнайство жертв классического музыкального образования...
)) ...да при чем тут зазнайство? просто удобство — лично для меня) ...причем, я не бросаюсь душить человека, использующего аккорд Н, я принимаю обе системы обозначений!
Практически во всех аккордовых книгах и ресурсах используется аккорд H, а B приравнивается к A#
Объясните чайнику — как определить какой системе придерживается написание си в любой песне? В — это си бемоль или просто си в первой системе?
Так как всё-таки определить-какяя система? Если есть в написании аккордов Н, то понятно, что В — си бемоль, если Н — нет, но есть В — что это — Си бемоль или всё-таки просто Си?
Еще у Баха си это Н , си бемоль — В. Это неграмотные америкосы стали обозначать си — В и все перебаламутили.
«Каждой ноте своя буква, а диезы и бемоли образуются путем добавления нужного знака альтерации # или b» Полностью согласен, с этой Н только путаница
C «H» как раз путаницы нет. Если написано «H», значит точно «H». А вот если написано «В», то сиди и гадай, какой системой пользуется автор.
Я когда начинал учиться на гитаре лет 30 назад, все буквально все обозначали ноту буквой Н, а ноту Нb обозначили литерой В, потом я это дело забросил, год назад занова взялся и прихренел от этой В, по слуху только разбираешь, что имелось ввиду. и ни кто раньше не называл аккорды буквами, А эм, Д эм, убивает аккорд Г по мне так Н и В (где это си бемоль) удобнее и привычнее
Ох, понаписали... и никто ни Автор, ни комментаторы ничего не объяснили. А все просто: когда зарождалась классическая музыка, еще до Баха, Гайдна и пр. использовался Фригийский лад с пониженной 2 ступенью , и начинался он от ля: то есть ля, си бемоль, до, ре и тд. и при буквенном значении получалось что си бемоль — это B, в последствии все перешли Эолийский (натуральный современный минор) где за ля следует чистая си, но си бемоль то уже повсеместно, во всех записях B вот и дали чистой си обозначение H. Так что Bb — это Hbb (ну а по звучанию ля (A)). И джаз тут не при чем, разве что только в том что все перепутал, но писать Bb имея в виду си бемоль, или B имея в виду си — все так же безграмотно.
Ну и в итоге по схеме аккорда «E» что у нас будет с баррэ на 7 ладу В или Н? По логике выходит Что В. А по факту В вроде на 6 ладу. Пойду ударюсь головой в стену
Аккорд H — огромная ошибка. Типа сначала идёт A, A#, потом H, а потом C? это нелогично. Гораздо лучше, когда после A идёт B, а после B — C, C# и т. д.
Так весело было читать мнения музыкантов, получила огромное удовольствие, об'яснили всё
очень грамотно и понятно, а вообще то во всех учебниках для гитары пишут, что Н = В , и это удобно. Спасибо всем большое