Доброго времени суток.
Опять возвращаюсь к теории музыки. И сегодня речь пойдет об интервалах.
Что же за интервалы такие в музыке? Интервал – латинское слово, первоначально означающее расстояние между насыпными валами военных укреплений! Затем оно перекочевало во многие другие языки для определения расстояния, промежутка, а в музыке – расстояния между двумя звуками.
Измеряют интервалы для простоты в тонах и ступенях. Интервал – это сочетание двух звуков взятых последовательно (мелодический интервал) один за другим, или одновременно (гармонический интервал). Если мы сыграем на гитаре сначала бас МИ (шестая струна), а затем ЛЯ, мы сыграем мелодический интервал!
Названия интервалов соответствуют латинским числительным женского рода
: прима, секунда, терция , кварта, квинта, секста, септима, октава. В переводе это означает: первая, вторая, третья и так далее до «восьмая». Этот номер определяет номер ступени интервала. Допустим кварта – четвертая, от ноты ДО это будет: до, ре, ми, фа – ФА! Значит интервал ДО-ФА – это кварта! Таким образом, в пределах лада мы имеем восемь интервалов.
1. Первый – прима!
Это самый простой интервал – повторение одного и того же звука. Допустим, мы извлекаем звук ЛЯ на пятой струне последовательно два раза – это мелодический интервал – прима. А как же взять гармоническую приму? На гитаре такая возможность – взять один и тот же звук два раза одновременно есть, в отличие от рояля, например.
Найдем ЛЯ на шестой струне – это пятый лад, а теперь дергаем шестую и пятую струны вместе – вот она гармоническая прима! Я говорил, что интервалы имеют тоновую величину. Прима – это повторение одного и того же звука, поэтому у нее тоновая величина отсутствует – равна нулю. То же и с количеством ступеней входящих в интервал – у примы только одна ступень. Отсюда и название: прима – первая.

2. Секунда
Теперь возьмем на пятой струне ноту ДО, а затем РЕ на открытой четвертой струне – это большая секунда. Послушайте, как звучит этот интервал – такие интервалы называются диссонирующими (звучат резко). В музыкальном словаре 1475 года о диссонансе написано: «диссонанс – это смешение разных звуков, по природе оскорбляющие ухо».
В то время в музыке отдавали предпочтения консонансам – «благозвучные» интервалы, в которых звуки как бы сливаются, звучат мягко!
Немного истории: европейцы до начала нашего века не проявляли никакого интереса к негритянской музыке, считая, что блюзы и спиричуэлы звучат «грязно»! И лишь после вторжения в классическую музыку импрессионистов, широко использовавших диссонансы, наиболее прогрессивные европейцы открыли для себя удивительный мир негритянской музыки.
А теперь определим величину секунды в ступенях и тонах. Две ступени: ДО, РЕ. И один тон! Поэтому секунда обозначается цифрой 2 (смотрим табличку). Однако тоновая величина может быть другой. Сыграйте теперь СИ на открытой второй струне, а затем ноту ДО на первом ладу пальцем. Это тоже секунда, так как у нас снова две ступени (СИ и ДО), но расстояние в тонах между ними – полтона (один лад). Это есть малая секунда! Чтобы сыграть гармоническую малую секунду от ноты, СИ например, берем на третьей струне ноту ДО (пятый лад) и одновременно дергаем открытую вторую струну СИ.
3. Третий интервал – это терция
Именно терциями строятся аккорды! Про построение аккордов поговорим в следующем посте. Послушаем, как звучит терция: берем открытые вторую и третью струны последовательно (мелодический интервал) и одновременно (гармонический) – это большая терция от ноты СОЛЬ. Звучит красиво. Часто в песнях второй голос поют именно в терцию! Ступени здесь три: СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Тоновая величина – 2 тона!
А теперь сыграем малую терцию , допустим от ноты ДО – это плюс полтора тона (смотрим табличку) или ТРИ ступени!!! Считаем! ДО, РЕ, МИ – три ступени, или полтора тона – получается МИ-БЕМОЛЬ!
Именно ми-бемоль, а не ре-диез, чтобы получилась терция (ТРИ ступени), а не секунда! Вот где нам пригодился энгармонизм, про который мы говорили в посте о звуках: обозначение нот на гитаре.
4. Кварта
Следующий интервал – кварта – четвертая! Мы ее упоминали в начале поста. Давайте я не буду каждый интервал расписывать, иначе пост будет гигантский и не читаемый. В остальных интервалах попробуйте разобраться сами по табличке (ее можно увеличить, нажав на картинку).
В конце выкладываю файлик табулатуры для программы GP6, где я расписал все интервалы от ноты ДО – полезно послушать, как они звучат.
Также полезно будет попробовать самим построить интервалы от других нот, а также попытаться на слух различать, что за интервал звучит: малая терция или большая секста? Поэтому если вы хотите играть по нотам, а, услышав песню, самостоятельно записывать ее на бумаге и быстро определять звуки, входящие в тот или иной аккорд, то без знания интервалов не обойтись!
Обязательно подписывайтесь на наш Телеграм Канал, чтобы не пропустить свежие каверы, разборы и прямые трансляции под гитару. В следующий раз будем разбираться, как строить аккорды!
Не пропадайте. 


“Таким образом, в пределах лада мы имеем восемь интервалов” – чета тут я не вкурил, почему восемь?
Warning: Attempt to read property "display_name" on false in /var/www/pro-gitaru.ru/data/www/pro-gitaru.ru/wp-content/themes/root/inc/comments.php on line 89
Спасибо за замечание, Роман! Зря я наверное здесь про лады упомянул! Здесь говориться не о ладах на гитаре, а про музыкальные лады! Я еще буду об этом писАть *mail* . В нашем случае в посте последовательность: ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ-ДО – это так называемый Ионийский лад! Так вот для него мы и имеем 8 интервалов: в таблице эти интервалы отмечены! Надеюсь понятно? *yes*
спасибо, по “ладам” теперь понятно *smile* .
если статья рассчитана на новичка то такой вопрос:
если в таблице посмотреть на гриф октавы, то там зажаты 3й пятой и 1й лад второй струны, так вот почему именно такой промежуток, а не 3й пятой и 10й четвертой(тоже До), например?
Warning: Attempt to read property "display_name" on false in /var/www/pro-gitaru.ru/data/www/pro-gitaru.ru/wp-content/themes/root/inc/comments.php on line 89
Согласен – это тот же интервал (октава)! *good* … Но в таблице я старался давать аппликатуры интервалов, которые возможно взять двумя пальцами левой руки одновременно! Твой вариант, Роман, я не смог зажать *eyes* , а который в таблице смог. Здесь нет ошибки ни с твоей, ни с моей стороны *yes* !
запутался…
берём к примеру чистую кварту – до ре ми фа и играем:
D—–3—
A-3——-
теперь берём другую кварту – си до ре ми, но играем так
H-7——-
E—5—–
т.е с низу верх, но звучание другое! такое же настроение получилось бы если б я первый вариант сыграл вниз головой, при том кварту я искал не от МИ а от СИ, однако складывается такое ощущение что наоборот. Правильно я понимаю что у любого интервала есть два звучания: “сверху вниз” и наоборот, или всё же второй вариант это не кварта а квинта (ми фа соль ля си), хотя один фиг снизу вверх и звук не похож совсем… надеюсь понятно объяснил *eyes*
Warning: Attempt to read property "display_name" on false in /var/www/pro-gitaru.ru/data/www/pro-gitaru.ru/wp-content/themes/root/inc/comments.php on line 89
Хорошее наблюдение, Олег! Это называется обращением интервала. Обращение интервалов – это перемещение основы или вершины интервала на октаву, при котором верхний звук становится нижним, а нижний, наоборот, верхним. При обращении интервала секунда превращается в септиму, терция – в сексту, кварта – в квинту и наоборот. При этом чистые интервалы остаются чистыми, а малые обращаются в большие, уменьшенные – в увеличенные и наоборот.
Надеюсь, понятнее стало))
нет, не особо понятно *tongue* с моими способностями в это лучше не суваться. Вопрос возник в общем то тогда когда я выполняя дом. задание (бродил интервалами по всему грифу) увидел что той квартой что я дал в пример:
E–7—–
H—-5—
начинается знакомое соло. Я спросил себя: вот я запомню как звучат интервалы из таблицы, и однажды буду подбирать ноты к какому нибудь соло, но там будет такая же шляпа с перевёрнутыми интервалами… ну это так, мысли
хотя если есть что сказать по этому поводу, буду рад *laugh*
чесно я не всё понела *sad*