Теория 6 : Построение аккордов (часть 1)

Приветствую. *smile* Поскольку в предыдущем теоретическом посте мы изучили интервалы, и я упоминал, что аккорды строятся терциями, сегодня мы рассмотрим построение аккордов более подробно! Постараюсь представить материал просто и коротко.*yes*

Виды аккордов

Сначала рассмотрим виды аккордов, которыми чаще всего пользуются! Аккордом называется созвучие из трех и более звуков, расположенных по терциям. Нижний звук аккорда — основной тон, или тоника, остальные звуки называются как интервалы от основного — терция, квинта, септима. Чаще всего, аккорды записываются буквенно-цифровым способом — Аm, G7, C и т. д. Заглавная буква указывает на тонику аккорда, остальные символы касаются его вида.

Для образования простейшего аккорда — трезвучия, нужно три звука расположить по терциям! Допустим ДО, МИ, СОЛЬ, которые образуют ДО-мажорное трезвучие или аккорд C. Очень важно не путать количество звуков и ступеней входящих в аккорд! *acute* Проще говоря, некоторые звуки в аккорде могут быть удвоены, но он при этом не изменяет названия. Например, аккорд ДО-мажор в открытой позиции пятизвучный:

построение аккордов до-мажор

Но поскольку в нем звучат только три ступени: I, III, V (ДО, МИ, СОЛЬ) — отмечены на картинке, а ноты до и ми (на второй и первой струнах) просто удвоены через октаву, — это ДО-мажорное трезвучие! Такие удвоения или даже утроения звуков не меняют сути аккорда.

Если аккорд, включает в себя четыре разных звука, расположенных по терциям, то это септаккорд. Септаккорд имеет такое название потому, что между его основанием и верхним звуком образуется септима (что такое септима? читаем здесь):

построение аккордов септаккорд

Существуют еще нонаккорды (пять ступеней с интервалами в терцию), и ундецимаккорд (шесть разных звуков расположенных по терциям), и наконец, терцдецимаккорд (семь звуков с интервалами в терцию). *eyes* Эти сложнейшие виды мы не будем рассматривать в этом посте. В итоге, мы имеем пять типов аккордов. Мы рассмотрим более подробно первые два вида!

Трезвучия

Эти аккорды состоят из двух терций! Терция бывает малая и большая, в итоге мы имеем 4 варианта трезвучий. Это сочетания: большая + малая, малая + большая, большая + большая, малая + малая терции. Будем строить аккорд от ноты ДО (тоника). Чтобы увеличить табличку нажмите на нее!

построение аккордов трезвучия

Ну вот. С мажором, думаю все понятно! Минорное трезвучие обозначают, дописывая букву m от слова (minor). Если записано допустим Ebm — это ми-бемольный минорный аккорд. Увеличенные и уменьшенные аккорды встречаются редко, буквенно-цифровое обозначение (5+, 5-) указывает, что V ступень надо повысить или понизить на пол тона!

На сегодня хватит! *wonder* Давайте пока трезвучия закрепим. Попробуйте сами составить четыре вида трезвучий от других тоник (от других нот). Послушайте как звучат аккорды, запишите на компьютер разные трезвучия и попробуйте определить, какой тип трезвучия звучит на слух. В следующем посте, во второй части статьи про построение аккордов, рассмотрим септаккорды!

Обязательно подписывайтесь на наш Телеграм Канал, чтобы не пропустить свежие каверы, разборы и прямые трансляции под гитару.

Спокойной ночи.*buba*

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог про гитару – аккорды к песням, советы гитаристам, каверы и табы
Комментарии: 19
  1. роман

    когда брал Сdim чуть пальцы не порвал *eyes*

    Раз уж речь зашла про аккорды, читал я на одном ресурсе про метод быстрого построения аккордов без вычислений ступеней.

    Суть в следующем:

    1 — нужно найти тонику на пятой или шестой струне(где удобнее)

    2 — взять на этом же ладу барэ

    3 — остальные пальцы поставить в позицию одного из открытых аккордов(в зависимости от того на какой струне была найдена тоника и от типа аккорда)

    Вот эти самые зависимости :

    ЕСЛИ нота ищется на пятой струне, то используется позиция открытого аккорда A, если на шестой — открытого аккорда E.

    ЕСЛИ например нужно септаккорд взять, то берется позиция A7 или E7 соответственно. ЕСЛИ искомый аккорд минорный то используем позицию Am или Em соответственно.

    ПРИМЕР 1

    нужно взять аккорд В(си). находим ноту Си (на пятой струне это будет первый лад), берем барэ на нем, а остальные пальцы ставим в позицию открытого аккорда A. вуаля *wink*

    ПРИМЕР 2

    нужно взять аккорд Fm (фа минор). находим Фа (на шестой струне это первый лад), берем барэ, остальные пальцы в позицию открытого Em.

    Пример 3

    нужно взять аккорд Dm7 (Рэ минор септаккорд). находим ноту Рэ (пятая струна пятый лад), берем барэ, остальные пальцы ставим в позицию открытого аккорда Am7.

    как вы уже успели заметить все аккорды образованы сдвигом вверх по грифу аппликатур открытых аккордов с учетом интервалов.

    если где-то ошибся — поправьте *hi*

  2. Все правильно, метод имеет место быть, особенно это полезно для запоминания определенных аккордов *good* ! Но согласитесь, что тогда аккордов баррэ будет очень много, а ведь многие аккорды можно взять и в открытой позиции *yes* . И еще мне кажется, что любому музыканту (даже любителю) полезно знать интервалы, а также принцип построения различных аккордов, чтобы по обозначениям аккордов (допустим Csus2add11) легко читать аппликатуру на грифе.

    Я еще два поста-продолжения готовлю про построение аккордов!

  3. роман

    у меня возник вопрос. вот беру я наугад аппликатуру на грифе, брынчу, звук мне нравится и я хочу его записать *laugh* . как мне узнать какой у меня получился аккорд? табулатуры писать както влом *unknown*

  4. Ну, чтобы это делать самому, думаю, стоит знать на зубок все ноты на гитарном грифе, знать все интервалы и их размеры (в тонах или полутонах), желательно мажорные и минорные гаммы также иметь в голове! И тогда все будет проще простого)) *crazy*

    По мне так это незачем! *don-t_mention* Берем программу Guitar Pro 6, заходим Нота->Аккорд или просто жмем латинскую A. Появляется аккордовая сетка, где можно указать какие лады зажимать на грифе и программа сама выдаст ВАРИАНТЫ названия аккорда! Ведь одна и та же аппликатура может называться по-разному (смотря, что считать тоникой)!

    А статьи про построение аккордов я пишу, чтобы научиться понимать обозначения аккордов, которые мы встречаем, (что значит 7, 6, sus, add, maj, 5- и так далее)…

    Вот как-то так) *smile*

  5. Олег

    в табличке, где «до мажор» это б.терция + м. терция, у тебя вышли ноты — до ми соль, однако таблица интервалов говорит что должны выйти — до ми соль бимоль т.к м. объясни пожалуйста

  6. Нет... ты что-то напутал, Олег ) Давай считать. Будем считать ПОЛУТОНАМИ для удобства:

    Большая терция — это 4 полутона (2 тона)

    Малая терция — это 3 полутона (1,5 тона)

    Строим аккорд ДО-мажор: БТ + МТ

    Большая терция от ноты ДО: до, до#, ре, ре#, ми — в итоге 4 полутона — получили ДО — МИ

    Теперь малая терция от ноты МИ: ми, фа, фа#, соль — это 3 полутона — получили МИ — СОЛЬ

    Получается все верно в таблице: ДО — МИ — СОЛЬ... Скорее всего ты забыл, что между нотами МИ-ФА и СИ-ДО у нас пол тона...

  7. Олег

    да, действительно не учёл. от оно как, сразу стока вопросов исчезло *laugh*

  8. Илья

    Хорошо пишете, понятно, спасибо.

  9. На здоровье, Илья! ))

  10. Speed Boy

    Ссылка (выше) на барэ ведёт на пестню на самом деле sad

    pro-gitaru.ru/?p=2898

  11. Читаем внимательнее:

    «...вот здесь в КОММЕНТАРИЯХ я давал несколько советов по баррэ...»

    советы ищем в комментариях, а не в статье))

  12. Олег

    Антон прошу помощи ,не понял одного .Например нужно мне взять аккорд Cm а его ступени входящие в его состав я не знаю тоесть .что тогда распологать по терциям? какие ноты? откуда мы взяли эти до ми соль?)

  13. Олег

    Ааа все Антоха спасибо разобрался))) клево получается))) сейчас сижу различные виды аккордов подбирать пытаюсь)))

  14. ну отлично, Олег... это хорошо, когда сам до всего доходишь))

  15. Чтобы определить какие аккорды в той или иной тональности, проще всего использовать квинтовый круг... Вот так он выглядит:

    квинтовый круг

    На внешней стороне круга — мажорные тональности, на внутренней — минорные. Выбрав нужный нам аккорд в качестве тоники (или проще — определив тональность), можно найти все тональные аккорды. Вот пример:

    квинтовый круг пример

    Приведен пример для тональности ДО-МАЖОР и для ФА-МИНОР. И так по кругу... все просто.

  16. Иван Белышев

    здравствуйте нужна помощь,мне всего 13 лет и я самоучка, выучил много песен,учу песню группы Кино «группа крови» пожалуйста дайте постройку аккордов F#m, C#m7, E, Hm тетрадь с аккордами потерял,обыскал все сайты нормальных повествований нет на постройку аккордов,помогите! Заранее спасибо!

  17. Даша

    Прошу помогите. Играю на гитаре лет 5 и у меня не получаеться зажимать баре. Что мне делать ?? *sad*

  18. Вот здесь я давал несколько советов. Почитай:

    БАРРЭ НА ГИТАРЕ

  19. Софья

    Уважаемый автор статьи, возможно, вы знаете происхождение термина «тоника аккорда»? Как музыкант-теоретик считаю его не совсем корректным, но употребляют его в народе довольно часто. Может, есть первоисточник, где осноаной тон аккорда называют тоникой? Буду рада такой информации. Сохраню даже адрес статьи и сайта,чтоб найти вас вновь smile

Добавить комментарий