Приветствую.
Заканчивая эту длинную статью про строение аккордов, мы рассмотрим еще несколько видов аккордов, часто встречающихся в песнях. Это sus аккорды , секстаккорды, 9-ые/11-ые/13-ые аккорды и добавленные аккорды. Пойдем по порядку.
1. SUS аккорды
«Задержанные» (suspended) трезвучия. Отличаются красивым звучанием! Главное запомнить, что мы берем трезвучие (мажор или минор) и заменяем в нем терцию на большую секунду (2 полутона) – аккорд sus2, или на чистую кварту (5 полутонов) – аккорд sus4. Либо если говорить в ступенях – заменяем терцию, на 2 или 4 ступень! Так как в мажорном и минорном трезвучиях терция определяет настроение аккорда, большая терция – мажор, малая терция – минор, то получается, что sus аккорд он «никакой». 
Важный момент! Как и в других аккордах, мы можем повторять ноты, чтобы получить из трезвучия аккорд!
Рассмотрим на примере, «задержанные» аккорды! На рисунке отмечены секунда и кварта.

2. Шестёрки
Аккорды вида X6 или секстаккорды! По аналогии с септаккордом, чтобы поставить 6-аккорд, нужно взять трезвучие и добавить сексту! Заметим, что строиться секстаккорд только с добавлением большой сексты! То есть минорное или мажорное трезвучие плюс большая секста. Рассмотрим аккорды A6 и Am6. 

3. 9-11-13 аккорды
Аккорды вида X9/X11/X13. Чтобы понять структуру данных аккордов вернемся к интервалам и дополним их. Что я имею в виду? Дело в том, что после интервала ОКТАВА (до-ДО допустим) интервалы повторяются на октаву выше, однако они имеют свои названия! Давайте посчитаем – нажмите, чтобы увеличить картинку:
Из таблички, думаю понятно, что за 9, 11 и 13 ступени! Тогда читаем внимательно! Эти наши аккорды имеют следующую структуру: септаккорд + ступень (9, 11 или 13). То есть, допустим, если мы видим обозначение типа C9, это значит нужно найти септаккорд C7 и добавить к нему ступень 9. 
Важно! Ничего страшного, если из септаккорда выкидывается квинта. «Существенными» нотами для аккордов X9/X11/X13 являются тоника, терция, септима и ступень 9, 11 или 13!
Значит мажорные аккорды 9, 11, 13 имеют такую структуру: мажорный септаккорд + 9/11/13 ступень! На примере отмечена ступень, отвечающая за трансформацию септаккорда.

А минорные 9, 11, 13 аккорды имеют следующую структуру: минорный септаккорд + 9/11/13 ступень. Обозначения на примере:

Как на примере, мы также можем добавлять 11 или 13 ступень, если это позволяет растяжка пальцев! Замечу, что при добавлении больших интервалов, вроде 13 ступени, можно отсчитать только 9 полутонов (21-12 полутонов), чтобы получить верное название ноты, т.к. вычитание 12 полутонов – это минус октава! НО! При образовании аккорда, 13-ая ступень должна быть на правильном расстоянии от тоники. А именно в следующей от тоники октаве! Иначе получится обычный секстаккорд. 
4. ADD аккорды
«Добавленные» аккорды (add). Смысл этих аккордов заключается, как это следует из названия, в добавлении некоторых нот! Форма записи этих аккордов такая: Aadd11, Aadd9 и т.д. Просто берем «основной» аккорд (A в нашем случае), и добавляем соответствующую ноту (ступень). В качестве основного аккорда может быть любой мажорный или минорный, или любой другой аккорд!
Важно! Убедитесь, что вы поняли разницу между add9 и sus2 (так как ступени 2 и 9 – это одна нота с разницей в октаву), а также между add11 и sus4 (смотри табличку выше). В sus аккордах терция ЗАМЕНЯЕТСЯ другой нотой. В add аккордах к трезвучию ДОБАВЛЯЕТСЯ соответствующая нота! Сравните Aadd9, Aadd11 с первым пунктом этого поста:

Аналогично, существует существенная разница между аккордами add9 и 9! Допустим E9 ОБЯЗАН иметь малую септиму внутри себя, а вот Eadd9 такой ноты НЕ СОДЕРЖИТ – это просто МИ-мажорное трезвучие с добавление 9 ступени! Сравните с третьим пунктом поста:

Можно добавлять нот сколько угодно, особенно если у вас на левой руке десяток пальцев! А вот если вы воспользуетесь альтернативной настройкой гитары, то вы легко сможете найти аккорды вида Aadd9add11, но в большинстве случаев добавляется только одна нотка! Также можно добавлять ноты не только к минорному и мажорному трезвучию – в этом случае мы получим что-нибудь вроде Csus4add9.
Ладно, хватит на сегодня аккордов, а то я уже сам запутался… Заключительный пост про аккорды очень утомительный вышел. Остались вопросы – пишите, но сначала попытайтесь разобраться сами, что к чему.
Обязательно подписывайтесь на наш Телеграм Канал, чтобы не пропустить свежие каверы, разборы и прямые трансляции под гитару.
Ну все до связи… 


Важно! Убедитесь, что вы поняли разницу между add9 и sus2 (так как ступени 2 и 9 – это одна нота с разницей в октаву), а также между add11 и sus4 (смотри табличку выше). В sus аккордах терция ЗАМЕНЯЕТСЯ другой нотой. В add аккордах к трезвучию ДОБАВЛЯЕТСЯ соответствующая нота! Сравните Aadd9, Aadd11 с первым пунктом этого поста:
статя канешно “тяжелая” получилась *eyes*
но так сказать квинтэссенция все же лучше чем вода!
есть замечание по sus аккордам. читал я что sus-ноту нельзя повторять в отличие от остальных ступеней.
насколько я понял разница между E9 и E7M9 в том что в первом добавляется минорная 9я а во втором – мажорная 9я ступень, верно?
и еще чтобы подитожить все три статьи про аккорды было бы неплохо составить сводную таблицу по всем типам аккордов. чтобы там интервалы были, ступени, и обозначения. *mail*
в остальном статья весьма полезная и интересная, пиши есче!
Warning: Attempt to read property "display_name" on false in /var/www/pro-gitaru.ru/data/www/pro-gitaru.ru/wp-content/themes/root/inc/comments.php on line 89
Даа! Наконец-то я разделался с аккордами, а то уже тошнота от них берет *sick* … Про sus аккорды – это все верно, повторять нельзя, говорят. Хотя в статье – тот же самый Asus4 – на картинке, в нем два раза повторяется, и ничего аккорд звучит! *unknown* Поэтому не стал писАть про повторения… *don-t_mention*
Теперь про 9-ые! Все несколько не так. Посмотри внимательно в них 9ая одна и та же (просто разными пальцами левой руки зажимаем). У них в основе разные септаккорды: в одном E7 в другом E7M, или по другому у них разные септимы! В одном малая, в другом большая!
Хорошо бы конечно сводную табличку сделать, может в другой рубрике отпишусь (в советах гитаристу). Посмотрим! *yes*
Я ни слова не понял, но ты видимо старался *eyes*
Warning: Attempt to read property "display_name" on false in /var/www/pro-gitaru.ru/data/www/pro-gitaru.ru/wp-content/themes/root/inc/comments.php on line 89
)) чтобы понять нужно изучать эту рубрику в порядке следования постов… теория 0, теория 1, теория 2 и так далее… там от простого к более сложному…
Сложновато *crazy* ,но разобрплся
В мажорной гамме можно просто 6 ступень добавить *smile*