Закончим статью про лады и гаммы. С первой частью можно ознакомиться в этом посте: игра гамм на гитаре. Мы рассмотрели два основных лада в музыке – мажорную и минорную гамму. Сегодня поговорим еще о нескольких ладах – это ионийский лад , лидийский и другие.
Появившись еще в христианских песнопениях и гимнах, лады были предшественниками современной системы мажорно-минорных тональностей. Около 400 лет назад система ладов стала уходить в тень, но окончательно отказаться от нее не удалось. В современной музыке лады используются вновь, но уже в рамках существующей системы гамм. Носят лады свои первоначальные греческие названия.
Ниже представлены лады, которые можно получить из ДО-мажорной гаммы. Посмотрите внимательно, что каждый из ладов содержит одни и те же ноты – меняются только тоники! Красным отмечено начало и конец лада.
Чтобы сравнить звучание ладов построим их от одной ноты, допустим от ноты соль (G). В файле табулатуры для программы GP6, вы можете прослушать, как звучат каждый из ладов, либо просто поиграйте их на гитаре. Попробуйте прочувствовать настроение, свойственное каждому отдельному ладу. Приглядитесь к ионийскому ладу и эолийскому, мы уже о них говорили. 
Скачать файл табулатуры можно здесь – ЛАДЫ. Попробуйте построить понравившиеся вам лады от других нот. Во второй табличке над аппликатурой ладов приведены интервалы между нотами для лучшего запоминания гамм. Цветами отмечено – мажорное или минорное трезвучие лежит в основе того или иного лада (красный естественно – минор). 
По теории на сегодня все, к гаммам я думаю, мы еще вернемся – эта тема неисчерпаема. Будут вопросы – пишите – разберемся.
Обязательно подписывайтесь на наш Телеграм Канал, чтобы не пропустить свежие каверы, разборы и прямые трансляции под гитару.
Всего доброго! 




я не понимаю почему в первой мажорной гамме (по ссылке) нот всего 15, во второй – 30, от чего так?
samouch.ru/notes/gamma/dola.GIF
Warning: Attempt to read property "display_name" on false in /var/www/pro-gitaru.ru/data/www/pro-gitaru.ru/wp-content/themes/root/inc/comments.php on line 89
в первой ДО-МАЖОР – 15, а в ЛЯ-МИНОР – 22… откуда 30?
На самом деле нот может быть сколько угодно – насколько гриф позволяет… Ведь гамма состоит из нот, которые повторяются переходя из октавы в октаву…
Хм… ну да. Хотя, по моему, целая октава это большая разница для гитары. Как считаешь, на сколько стоит растягивать гамму? Обязательно гамме заканчиваться на ту же ноту с которой начинается?
Warning: Attempt to read property "display_name" on false in /var/www/pro-gitaru.ru/data/www/pro-gitaru.ru/wp-content/themes/root/inc/comments.php on line 89
Без разницы на сколько растягивать или обрезать гамму… они же нужны нам для того чтобы хорошо ориентироваться на грифе в определенных тональностях… допустим импровизировать соло в какой-либо песне.
Подскажи разницу между минорными гаммами: натуральной и мелодической. Когда говорят тональность (например Ля минор) какой минор подразумевают? натуральный? гармонический? мелодический?
Спасибо.
Warning: Attempt to read property "display_name" on false in /var/www/pro-gitaru.ru/data/www/pro-gitaru.ru/wp-content/themes/root/inc/comments.php on line 89
Хороший вопрос, Дим.
Вообще, когда говорят ля-минор имеют ввиду НАТУРАЛЬНЫЙ минор.
А вот как выглядя два других… изменяются одна-две ноты:
Гармонический минор по звучанию напоминает что-то восточное!
Мелодический минор очень приближен к мажору – такой позитивный)