Теория 7: Гаммы и лады (часть 2)

Закончим статью про лады и гаммы. С первой частью можно ознакомиться в этом посте: игра гамм на гитаре. Мы рассмотрели два основных лада в музыке — мажорную и минорную гамму. Сегодня поговорим еще о нескольких ладах — это ионийский лад , лидийский и другие.

Появившись еще в христианских песнопениях и гимнах, лады были предшественниками современной системы мажорно-минорных тональностей. Около 400 лет назад система ладов стала уходить в тень, но окончательно отказаться от нее не удалось. В современной музыке лады используются вновь, но уже в рамках существующей системы гамм. Носят лады свои первоначальные греческие названия. *eyes*

Ниже представлены лады, которые можно получить из ДО-мажорной гаммы. Посмотрите внимательно, что каждый из ладов содержит одни и те же ноты — меняются только тоники! Красным отмечено начало и конец лада.

ионийский лад и другие

Чтобы сравнить звучание ладов построим их от одной ноты, допустим от ноты соль (G). В файле табулатуры для программы GP6, вы можете прослушать, как звучат каждый из ладов, либо просто поиграйте их на гитаре. Попробуйте прочувствовать настроение, свойственное каждому отдельному ладу. Приглядитесь к ионийскому ладу и эолийскому, мы уже о них говорили.  *acute*

ионийский лад от G

Скачать файл табулатуры можно здесь — ЛАДЫ. Попробуйте построить понравившиеся вам лады от других нот. Во второй табличке над аппликатурой ладов приведены интервалы между нотами для лучшего запоминания гамм. Цветами отмечено — мажорное или минорное трезвучие лежит в основе того или иного лада (красный естественно — минор). *nea*

По теории на сегодня все, к гаммам я думаю, мы еще вернемся — эта тема неисчерпаема. Будут вопросы — пишите — разберемся.

Обязательно подписывайтесь на наш Телеграм Канал, чтобы не пропустить свежие каверы, разборы и прямые трансляции под гитару.

Всего доброго! *yes*

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог про гитару – аккорды к песням, советы гитаристам, каверы и табы
Комментарии: 6
  1. Олег

    я не понимаю почему в первой мажорной гамме (по ссылке) нот всего 15, во второй — 30, от чего так?

    samouch.ru/notes/gamma/dola.GIF

  2. в первой ДО-МАЖОР — 15, а в ЛЯ-МИНОР — 22... откуда 30?

    На самом деле нот может быть сколько угодно — насколько гриф позволяет... Ведь гамма состоит из нот, которые повторяются переходя из октавы в октаву...

  3. Олег

    Хм... ну да. Хотя, по моему, целая октава это большая разница для гитары. Как считаешь, на сколько стоит растягивать гамму? Обязательно гамме заканчиваться на ту же ноту с которой начинается?

  4. Без разницы на сколько растягивать или обрезать гамму... они же нужны нам для того чтобы хорошо ориентироваться на грифе в определенных тональностях... допустим импровизировать соло в какой-либо песне.

  5. Dima

    Подскажи разницу между минорными гаммами: натуральной и мелодической. Когда говорят тональность (например Ля минор) какой минор подразумевают? натуральный? гармонический? мелодический?

    Спасибо.

  6. Хороший вопрос, Дим.

    Вообще, когда говорят ля-минор имеют ввиду НАТУРАЛЬНЫЙ минор.

    А вот как выглядя два других... изменяются одна-две ноты:

    ля-миноры

    Гармонический минор по звучанию напоминает что-то восточное!

    Мелодический минор очень приближен к мажору — такой позитивный)

Добавить комментарий